Святки 2016



Святки представляют собой две недели праздников в зимний период: с сочельника в Рождество (06.01) до Крещения Христова (19.01). С 7 – 19 января в 2016 году. В этот день так же отмечается праздник Собор Пресвятой Богородицы.

Крайние даты данного промежутка по церковному календарю посвящены памяти о событиях евангельских рождения Христа и его крещения в Иордане. В традиции народной к этим датам присоединяется и Новогоднее празднование, которое приходится как раз на середину всего периода святочного. Отличительной особенностью Святок есть соблюдаемый повсеместно запрет работы (особенно это актуально в ночное время), что и стало народным толкованием названия всего цикла празднования — «святые вчера».

Особая плотность магическими гаданиями, обрядами, прогностическими приметами, запретами и обычаями, которые регламентируют поведение людей, красочно выделяет СВЯТКИ среди всего календарного года.

Объясняется это тем, что приходились праздники на время зимнего солнцестояния и объяснялись как период пограничный между старым и уже новым годом хозяйственным. А также целым комплексом представлений в первый день СВЯТОК о приходе с того света на землю умерших душ и о разгуле силы нечистой с Рождества и до Крещения.

Святки языческие всегда сопровождались гаданиями, которые превратились со временем в обряд, а в некоторых местах вообще в игру. Главная цель гаданий — узнать о судьбе девичьей. Непосредственно для гаданий было очень важно само место их проведения. Как правило, баняже со снятием с себя участницами всех оберегов, нательного креста и распускание волос.

Незримое присутствие среди живых людей духов обеспечивало, по воззрениям народным, уникальную возможность заглянуть в будущее свое, чем и объясняются достаточно многочисленные формы гаданий святочных.

Как священные гости и небесные посланники воспринимались и участники колядных святочных обходов. Ходили колядующие в вечернее и ночное время по домам специально, чтобы получить непосредственно от хороших хозяев пищу обрядовую и соответственно высказать им благопожелания в форме песен колядных и приговоров. У всех славян известны представления о том, что семейное благосостояние в текущем году в прямой зависимости находится от одаривания колядующих. Такие отношения определяли характер взаимных отношений между хозяевами и колядующими.

Что церковь думает о святках и как их проводить.

После праздника Христова Рождества двенадцать дней называют святками. Это означает днями святыми, так как именно эти дни в количестве двенадцати освящены событиями великими Христова Рождества.

В три первые века христианства, когда свободе христианского Богослужения мешали гонения, в восточных некоторых Церквах праздник Христова Рождества был соединен с праздником Крещения и имел общее название Богоявление. Памятником этого древнего соединения двух больших праздников является абсолютное сходство в отправлении данных праздников, которое дошло и до наших времен. В то время, когда праздники эти были разделены, то распространилось празднование непосредственно на все дни, которые являются промежуточными: от 25 декабря и до 6 января.

Данное количество дней, как бы составило один день праздника. Эти дни в народе называют святыми вечерами. Так как православные христиане по древнему обычаю прекращают дела свои дневные в с наступлением вечера в воспоминание событий Христова Рождества и Крещения Спасителя людского, которые происходили непосредственно ночное и вечернее время.

После праздника Христова Рождества святить двенадцать дней после праздника церковь начала еще с самых древних времен. Уже церковный устав преподобного Освященного Савы, который умер в 530 году, имеет предание о святках. В этот период времени по его уставу нельзя даже в брак вступать.

В 567 году Вторым Туронским Собором все дни от Христова Рождества и до Богоявления названы праздничными.

Святость этих дней, а также вечеров между тем в наше время нарушается разнообразными призывами к обычаям празднеств языческих. По радио, с телевизионных экранов, из газет человечеству внушают, что в дни святок на Руси были приняты игрища  с переодеванием, гадания, народные гуляния. Заботясь о народной чистоте, церковь всегда запрещала подобные суеверия.

В правилах Вселенского шестого Собора говорится: «Обращающиеся к волшебникам, колдунам или другим им подобным, чтобы узнать что-то сокровенное от них, согласно с действующими о них постановлениями отеческими, да подлежат правилу епитемий шестилетней. Такой же епитемий необходимо подвергать и тех, которые непосредственно производят разного рода гадание о счастье, родословии, судьбе и огромное множество других толков, равно и так облакогонителей именуемых, колдунов, делателей талисамнов предохранительных, и обаятелей.

Тех, кто не отказывается от этих языческих и пагубных вымыслов определяют извергать совсем из Церкви, как и повелевают священные правила. Ибо, какое может быть общение праведности с самим беззаконием? Что может быть общего у света с непроглядной тьмой? Какое может быть согласие между Спасителем Христом и Велиаром? Календари так называемые (имеется ввиду празднования языческие дня первого каждого месяца). Бота (является языческим празднованием Пану), Врумалия (является празднованием Вакху — языческое божество) и сборище народное, которое проводится в первый мартовский день желаем совсем исключить из жития верных.

Тоже касается и всенародных плясок, которые могут причинить великий вред и пагубность, так как являются чуждыми христианскому обряду жития. Отвергаем и определяем: из мужей никому не облачатся в женские наряды, так как они не свойственны им; не носить масок. Исходя из этого, тех, которые зная это, отныне дерзнут что-либо сделать из вышеперечисленного, клириков — повелевается извергать из сана священного, а самих мирян — отлучать от церковного общения».

В Писании Священном говорится: «Не должно быть на женщине мужского одеяния, и мужчина одеваться не должен в платье женское, ибо перед Богом твоим мерзок всякий делающий подобное» (Втор.22,5).

Правительство православное, империи Российской в законах своих запрещало «в невечерие Христова Рождества и во время продолжения святок, по старинным идолопоклонническим старинным преданиям заводить игрища, наряжаться в одеяния кумирские и производить по улицам народным пляски с пением соблазнительных песен».






^Наверх